Предупреждаю: спор можно не читать; сразу попытаться ответить на вопрос!
И там на подушке из ярких песков,
Под тенью густых тростников,
Спит витязь, добыча ревнивой волны,
Спит витязь чужой стороны. (М. Ю. Лермонтов)
Предложение из учебника русского языка для 7 класса (автор Г. Граник). Думаю, не только мне интересно: если в предложении две одинаковые грамматические основы, является ли оно сложным?
Это был вопрос.
И такие противоречащие друг другу ответы:
Думаю, что предложение все-таки простое, повтор играет стилистическую роль. Правда, не могу, к сожалению, сослаться на конкретный источник с похожими предложениями и точным ответом. Но подобное явление часто описывается в учебниках. Я имею в виду характеристику сказуемого в предложениях типа он шел, шел и пришел. В предложении два простых глагольных сказуемых: шел, шел и пришел. Повтор слова не осложняет структуру предложения, не делает сказуемое составным. В предложении из вопроса такой же пример, только другого структурного уровня. Вопрос только, нужно ли это семиклассникам? Не запутает ли их?
Вот нашла характеристику этого приёма: эпанафора (анадиплосис), или стык – прием, при котором конец предложения повторяется в начале следующего.
Здесь ясно сказано, что это разные предложения. Есть пример: "Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня". Точь-в-точь наш пример. Согласна, что есть разные точки зрения на это, но чтобы разбирали как простое - не видела. Есть и с точкой - как парцелляция: «Все мы ожидаем друг от друга понимания наших сокровенных желаний. Наших сокровенных желаний, исполнения которых мы все втайне ждем».Второе - неполное, парцеллированное.
Простите, но там сказано следующее: "Эпанафора (анадиплосис), или стык, – прием, при котором конец предложения повторяется в начале следующего. «Все мы ожидаем друг от друга понимания наших сокровенных желаний. Наших сокровенных желаний, исполнения которых мы все втайне ждем»". У нас никак не анадиплосис... Посмотрите внимательно!
Повтор как фигура речи может представлять из себя повтор слов, повтор словосочетаний и повтор предложений. В русском языке грамматическая основа всё-таки является предложением, значит, это повтор предложения. Для 7 класса не дали бы конструкции с таким сложным и спорным анализом, думаю, автор имел в виду, что это два предложения с повторяющейся основой (как худ. приём). "Он шел, шел и пришел" - совсем другая конструкция, здесь повтор слова(сказуемого). Насчёт одной ситуации и количества витязей:
В примере: Во поле березонька стояла, во поле кудрявая стояла - ситуация одна, и берёза одна, а предложений два, это симплока - сочетание анафоры и эпифоры, в смежных стихах.
Это отдельные предложения, каждое имеет своё значение, поэтому предложение сложное бессоюзное. Одинаковых основ может быть много.
Если бы повторялись только сказуемые: спит, спит витязь - учитывалось бы только одно повторяющееся сказуемое (не однородные члены, а одно) Или вот:
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
Клянусь паденья горькой мукой,
Победы краткою мечтой;
Клянусь свиданием с тобой
И вновь грозящею разлукой. (М. Лермонтов)
Это отдельные предложения. Первое двусоставное, дальше - односоставные. Представьте себе, что Вы указываете в анализе: простое, осложнённое... чем? повтором? - нет такого осложнения в русском языке.
Да с детьми-то я разберу это предложение как сложное. А вот что это в грамматике... Поэтический синтаксис особый, как и синтаксис разговорной речи. Хорошо бы где-нибудь почитать. Я не нашла. Про сказуемые: я понимаю, что это другое. И в ответе об этом упоминаю. Но никто же не говорит, что в предложении "он шел, шел..." - два сказуемых, а говорят об одном, простом глагольном. Почему ту же логику нельзя применить к повтору грамматической основы?
...И всё-таки детей Вы запутаете, предложение сложное, потому что здесь две основы, хотя они и повторяющиеся. Фигура речи здесь имеет не только стилистическую функцию, но и синтаксическую, лексический повтор выражается конструкцией, занимающей две позиции, это сложное предложение.