Прочитайте текст и выполните задания.
"Мотивация подчинения достаточно сложна. Она влияет на силу власти, то есть способность её субъекта влиять на объект. Высокая сила воздействия и вероятность подчинения отличают власть от влияния - более широкой, чем власть, категории характеризующей как властное, так и более слабое и менее эффективное воздействие субъекта на объект.
Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой санкций, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания.
Сравнительно безболезненно воспринимается людьми власть, базирующаяся на привычке, обычае повиноваться. Она надёжный фактор стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Если же это происходит, то власть, основанная лишь на привычке к повиновению, быстро разрушается, как только люди замечают, что власть изжила себя и недостойна повиновения.
Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчинённых к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций.
Подчинение по убеждению связано с воздействием ценностных ориентаций и установок. Готовность подчиняться государству или другому носителю власти ради каких-либо более высоких, чем непосредственные индивидуальные интересы, целей (патриотических, нравственных, религиозных и т. п.), — важный источник силы власти.
Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет. Он формируется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убеждённости подчинённых в особых способностях руководителя. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчинённые наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение без убеждения или угрозы санкций".
(По материалам интернет издания)
1) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2) Какие две стороны властных отношений названы в тексте? Что автор называет силой власти? Что, по его мнению, отличает власть от влияния?
3) Проиллюстрируйте тремя примерами подчинение граждан власти государства ради высоких патриотических целей. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
4) В тексте рассмотрены мотивы подчинения политической власти. Действуют ли эти мотивы в семье, других малых группах? Приведите два обоснования (аргумента) своего мнения.