Задание 7. Определите и запишите основную мысль текста.
Задание 8. Определите и запишите микротему 2-го абзаца текста.
Задание 9. Определите, каким средством языковой выразительности является слово жарких в словосочетании жарких спорах из предложения 6. Запишите ответ.
Задание 10. В предложениях 3−5 найдите слово с лексическим значением «предмет или изображение какого-либо предмета, а также символ, выражающий какую-либо идею; условное изображение какого-нибудь понятия». Выпишите это слово.
Задание 11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) в любом возрасте
2) верно подметил
3) группы подростков
4) служба помогла
Задание 12. Из предложения 28 выпишите грамматическую основу.
Задание 13. Определите тип односоставного предложения 7. Запишите ответ.
Задание 14. Среди предложений 10−12 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
Задание 15. Среди предложений 9−11 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Задание 16. Среди предложений 9−11 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Задание 17. Среди предложений 12−14 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
Текст:
(1)Если задуматься всерьёз, то время никогда прежде не занимало такого места в сознании человека, как сегодня. (2)Мы встречаемся буквально на каждом шагу с человеком бегущим, спешащим, торопящимся. (3)Каждый живёт под знаком времени. (4)Кто-то очень верно подметил: для того чтобы оставить эмблему нашей цивилизации, достаточно изобразить часовой циферблат с бегущей секундной стрелкой. (5)Что есть время? (6)Над разгадкой его ломали головы мыслители прошлого, схватывались в жарких спорах литераторы, скрещивались самые противоречивые направления философии и психологии. (7)Вне вопроса о времени было трудно представить развитие человечества. (8)Точного ответа нет до сих пор.
(9)Но мне приходилось, и не раз, видеть группы подростков, бесцельно слоняющихся по улицам. (10)Они совершенно не знают, что им делать, стоят в подворотнях, задевая прохожих, бренчат на гитарах. (11)Разве они могут ценить великую ценность жизни — время?! (12)Я как-то подсчитал: например, в день они тратят попусту три часа. (13)В месяц получается около четырёх суток, а за год — пятьдесят. (14)Как-то я не выдержал, подошёл к ним, сделал замечание. (15)И что же? (16)Попросили не распоряжаться их временем.
(17)Самое ценное, что даровано человеку, — это время. (18)Когда закончилась война, у меня было всего пять классов образования. (19)Надо было зарабатывать себе на хлеб. (20)Хотел быть парашютистом, но для этого требовалось восемь классов. (21)Мечтал стать машинистом, меня опять не взяли на курсы по той же причине. (22)Я стал заниматься самообразованием. (23)Морская служба помогла мне раз и навсегда обрести необходимую в любом труде потребность в самодисциплине, продолжительном напряжении. (24)Сила воли помогает в преодолении жизненных ситуаций. (25)Вопреки всему иду, выражаясь морским термином, избранным курсом. (26)Многие качества я принёс с флота, в том числе и способность умело распоряжаться временем. (27)Кто-то из мудрецов сказал, что в юности время считается золотым, в зрелые годы — серебряным, в преклонном — свинцовым. (28)На самом деле время бесценно в любом возрасте.
(По В. Пикулю)