Ответы на вопрос » наука, техника и космос » Зачем Курчатов отправил в блокадный Ленинград Неменова и Глазунова?
                                 
Задавайте вопросы и получайте ответы от участников сайта и специалистов своего дела.
Отвечайте на вопросы и помогайте людям узнать верный ответ на поставленный вопрос.
Начните зарабатывать $ на сайте. Задавайте вопросы и отвечайте на них.
Закрыть меню
Вопросы без Ответа Радио


Зачем Курчатов отправил в блокадный Ленинград Неменова и Глазунова?


опубликовал 6-09-2023, 15:17
Зачем Курчатов отправил в блокадный Ленинград Неменова и Глазунова?

🤑 Заработай в Телеграм на Топовых крипто играх 🤑

🌀 - Заработать в NOT Pixel (От создателей NOT Coin), начни рисовать NFT картину всем миром и получи крипту по итогам (заходим раз в 8 часов, рисуем пиксели нужного цвета и майним монету)

✳ - Заработать в Blum до листинга и получить подарки, начни играть в Blum и получи крипту бесплатно (главное сбивать звезды, выполнять задания)

🔥 - Заработать в Hot (HereWallet) и получить подарки, начни майнить крипту в телефоне бесплатно (выполнять задания, увеличивать уровень майнинга, получать крипту и радоваться)



Ответы на вопрос:

  1. Павлов Ю.С. 22 декабря 2023 15:26

    отзыв нравится +1 отзыв не нравится

    По прямому распоряжению И.В. Сталина, подписанному 28 сентября 1942 г., Академии наук СССР и персонально академику А.Ф. Иоффе предписывалось “возобновить работы по исследованию осуществимости использования атомной энергии путем расщепления ядра урана и представить Государственному комитету обороны к 1 апреля 1943 г. доклад о возможности создания урановой бомбы или уранового топлива”. Слова “урановая бомба” не появлялись до этого на столь высоком уровне. Во исполнение распоряжения Сталина Иоффе приказом по казанской группе Ленинградского физико-технического института сформировал Специальную лабораторию атомного ядра в составе: Курчатов Игорь Васильевич (заведующий), Алиханов Абрам Исаакович, Корнфельд Марк Осипович, Неменов Леонид Михайлович, Глазунов Петр Яковлевич, Никитин Сергей Яковлевич, Щепкин Герман Яковлевич, Флеров Георгий Николаевич, Спивак Петр Ефимович, Козодаев Михаил Силыч, Джелепов Венедикт Петрович [1]. 10 марта 1943 года Вице-президентом АН СССР академиком А. А. Байковым было подписано распоряжение о назначении И. В. Курчатова начальником Лаборатории № 2 АН СССР. Главным инженером лаборатории № 2 назначен П.Я. Глазунов. 
    Чрезвычайно важную роль в "Атомном проекте СССР" сыграл Петр Яковлевич Глазунов (1913-1998), ученик школы И.В. Курчатова. П.Я. Глазунов активно участвовал в "Атомном проекте СССР", работая научным сотрудником в ЛФТИ АН СССР (1939-1942) и главным инженером специальной лаборатории атомного ядра (в дальнейшем лаборатория № 2 АН СССР или «двойка», как её называли в узких кругах специалистов, будущий Курчатовский институт) с момента организации лаборатории (1942-1944). В 1943 г. П.Я. Глазунову и Л.М. Неменову поручили демонтировать и вывести из блокадного Ленинграда циклотрон ЛФТИ, который играл ключевую роль в наработке материала для изучения оружейного плутония. В Ленинград летели на бреющем полете, под непрерывным обстрелом с земли и воздуха, промчались над Ладогой и приземлились на Охтенском аэродроме. 
    Через несколько дней узнали, что летчик, разрешивший опасно перегрузить свой самолет посылками сотрудников «двойки» для голодающих родных и близких, погиб во время очередного вылета. Оборудование для циклотрона демонтировали в Физтехе и на заводе "Электросила", который был на передовой в зоне боев. Демонтаж совпал по времени с очередным артналетом. Всего на огромный завод в эти сутки упало тридцать пять снарядов. Летом 1943 года два литерных опечатанных вагона с грузом особого назначения отправили вне очереди по жмущейся к Ладожскому озеру железнодорожной ветке. В погрузке вагонов помогали партизаны, вызванные командованием Ленинградского фронта, в пути состав обстреляли из пулеметов, но опасную зону поезд проскочил удачно - ни одна из деталей не пострадала, хотя вагонные доски на уровне человеческого роста были все в пулевых дырах. Из приказа по лаборатории летом 1943 года: «За проявленную инициативу и исключительно добросовестное отношение при выполнении задания лаборатории № 2 премировать старшего научного сотрудника Л. М. Неменова и главного инженера П. Я. Глазунова по 1000 руб. каждого».
    Курчатов говорил: «Урановый котел даст нам загадочный девяносто четвертый элемент, и даст его много. Но когда котел заработает? А элемент нужен сейчас, хоть в микро-микрограммовых навесках. Получить его можно при помощи циклотрона. Нет у нас ничего более срочного, чем монтаж циклотрона». В 1944 г. на запущенном циклотроне впервые в Европе был выведен наружу поток дейтронов: «Есть! - воскликнул сияющий Курчатов. Получили свой циклотрон! Завтра начнем облучать мишени с уранил-нитратом. Увидим, наконец, что за элемент этот таинственный девяносто четвертый! А сейчас отметим радостное событие!». 
    Коллега Глазунова Немеров через много лет с увлечением вспоминал: «Ах, как же мы работали! Начинали в восемь часов утра, в четыре утра кончали. Спали где придется. Десять лет, начиная с сорокового года, ни разу не был в отпуске. Лучшие дни моей жизни!».
    В 1945 году П.Я. Глазунов, имевший большой опыт работ с радиационной техникой, в частности с циклотронами, переведен в Коллоидно-электрохимический институт Академии наук СССР (ныне Институт физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН) активно включился в работы по созданию лаборатории № 6 в рамках Атомного проекта СССР в соответствии с Протоколом № 5 от 28 сентября 1945 г. Для создания, эксплуатации и проведения экспериментов на радиационных установках в составе лаборатории № 6 была создана группа, а затем и лаборатория А1 (руководитель П.Я. Глазунов).
    Работы шли «бешеными» темпами, круглосуточно, без отпусков, фактически в мобилизационном режиме. Из-за острого дефицита электроэнергии в лаборатории № 6 работы проводились по строгим лимитам и согласованным с энергетиками графикам. 
    Подразделение П.Я. Глазунова, в котором были наиболее энергоёмкие радиационные установки, работало с вечера 18.00 до утра 10.00. П.Я. Глазунов фактически не ходил в отпуска в 1942-48 гг. Только после 29 августа 1949 г. (после испытания атомной бомбы РДС-1 на полигоне в Семипалатинске) стали предоставлять полноценные отпуска. 
    Литература
    1. Снегов С. А. Творцы. М: Сов. Россия, 1979. 368 с.
    2. Атомный проект СССР: Документы и материалы: В 3 т. /Под общ. ред. Л.Д. Рябова. Т. II. Атомная бомба. 1945-1954. Книга 2 / М-во РФ по атом. энергии; Отв. сост. Г.А. Гончаров. - Саров: РФЯЦ-ВНИИЭФ, 2000.
    3. Павлов Ю. С. История создания установок в лаборатории радиационных технологий ИФХЭ РАН // Институт физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН – Сборник статей об истории лабораторий ИФХЭ РАН. — Т. 2. ИФХЭ – 90 лет. — ИФХЭ РАН (Москва): 2020. — С. 91–107. 
    https://www.researchgate.net/publication/347513150_The_history_of_the_creation_
    of_installations_in_the_Laboratory_of_Radiation_Technologies_of_the_IPCE_RAS_in
    _Russian

    Ссылка на ответ | Все вопросы
    22
    12
  2. Гена
    Gena 7 сентября 2023 04:51

    отзыв нравится +1 отзыв не нравится

    Игорь Курчатов отправил Леонида Неменова и Петра Глазунова в блокадный Ленинград с несколькими целями. Во время Великой Отечественной войны блокадный Ленинград был одним из самых опасных мест в СССР. Тем не менее, Курчатов решил отправить своих сотрудников в этот город с целью выполнения важных задач.

    Одной из причин было эвакуирование сотрудников Ленинградской физико-технической института (ЛФТИ). Ситуация в блокадном городе была тяжелой, и многие ученые и инженеры нуждались в эвакуации. Неменов и Глазунов помогали организовать и провести эвакуацию этих специалистов, таким образом, сохраняя их жизни и таланты для дальнейшей научной работы в СССР.

    Кроме того, Неменов и Глазунов были ответственны за переговоры с иностранными коллегами-физиками. В условиях блокады было трудно поддерживать связь и проводить международные научные контакты. Однако, Курчатов понимал важность международного сотрудничества и отправил своих сотрудников в Ленинград с целью проведения переговоров и установления связей с иностранными физиками. Эти контакты были важны для обмена научной информацией и опытом, что могло способствовать развитию советской ядерной программы.

    Кроме того, можно предположить, что Неменов и Глазунов также были ответственны за доставку деталей установки в Москву. Во время войны снабжение материалами и оборудованием было трудным, и эти специалисты могли быть направлены в Ленинград для организации и координации доставки необходимых деталей для строительства и развития ядерных установок в Москве.

    Таким образом, отправка Неменова и Глазунова в блокадный Ленинград имела несколько целей: эвакуация сотрудников ЛФТИ, проведение переговоров с иностранными коллегами-физиками и, вероятно, организация доставки деталей установки в Москву.

    Ссылка на ответ | Все вопросы
    07
    09
Добавить ответ
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *




Показать все вопросы без ответов >>